Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
I. Концептуальные документы
• Региональный уровень
- Приказ МО СО от 16.07.2021 № 1195 Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования
• Муниципальный уровень
- от 15.10.2021 № 07 Об утверждении плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Советского района в 2021/2022 учебном году
- Приказ от 15.06.2021 № 132 Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Советского района
- от 03.06.2021 № 151 оу Руководителям образовательных организаций по ДР-10 для включения в организационную работу
- от 12.05.2021 № 147 оу О повышении образовательных результатов и уровня организации образовательного процесса
- от 15.04.2021 № 128 оу О заполнении в системе МИАС форм
- от 16.02.2021 № 102 оу О повышении эффективности системы оценки качества образования
- от 15.02.2021 № 101оу О повышении эффективности системы оценки качества образования
- от 01.02.2021 № 92 оу Руководителям ОО, руководителям ТГПР русского языка, математики, биологии, истории, обществознания, физики; ДР-10
- Приказ от 29.12.2020 № 193 Об утверждении муниципальной программы мониторинговых исследований качества образования общеобразовательных организаций Советского района
- Распоряжение от 27.10.2020 № 05 О проведении мониторинга качества образования образовательных организаций Советского района, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, с использованием мониторинговой информационно-аналитической системы (МИАС)
- Распоряжение от 27.10.2020 № 04 Об организации подготовки и проведения мероприятий по оценке качества общего образования на территории Советского района в 2020/2021 учебном году
• Школьный уровень
II. Процессуальные документы
• функциональная грамотность
- региональный план мероприятий
- муниципальный план мероприятий
- мониторинг мероприятий
- Банк успешных педагогических практик общеобразовательных организаций Советского муниципального района
III. Управленческие решения (меры, направленные на эффективное функционирование муниципальной системы Оценки качества подготовки обучающихся):
• По достижению метапредметных результатов
• По функциональной грамотности
• По обеспечению объективности ОКО, ВсОШ
- Анализ результатов государственной итоговой аттестации выпускников 9 –х классов общеобразовательных учреждений Советского района Саратовской области в 2020-2021 учебном году
- Аналитический отчет. Результаты участников Всероссийских проверочных работ (ВПР-2021-весна)
- Аналитическая справка по результатам РПР (I этап) для обучающихся 9 классов общеобразовательных организаций Советского района Саратовской области
- Оценка качества образования в Советском муниципальном районе (по результатам ГИА (ОГЭ) в 2019 году)
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
1. Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественно-научная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность | совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление | способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции | сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Банки заданий по функциональной грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
Примеры тестовых заданий международного исследования PISA
Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности
ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)